Для взаимодействия со многими учреждениями и организациями часто требуется ЭЦП. В статье расскажем, как получить усиленную квалифицированную электронную подпись через портал Госуслуги, а также узнаете, что это такое и для чего она нужна.
ЭЦП — что это
Идентификация личности в электронном виде для сотрудничества и документального оборота с организациями или физлицами должна быть надежной. Таковой является усиленная КЭП. С помощью нее можно воспользоваться расширенным списком возможностей на ресурсе электронного правительства: отправлять отчеты в налоговые органы, передавать финансовые документы с помощью интернета и другие юридические операции.
Из чего состоит КЭП
Квалифицированная роспись представляет собой файл, загруженный на носитель информации и состоящий из нескольких элементов:
- Ключа квалифицированной росписи. Это специальный зашифрованный набор символов. В создании более надежной защиты данных участвует ФСБ.
- Ключа для проверки КЭП. Набор символов, который позволяет проверить достоверность росписи в электронном виде.
- Сертификат для проверочного ключа. Выдается в специализированных организациях. Для действий с файлом требуется программа, установленная на ПК — КриптоПРО.
Как получить подпись через Госуслуги
Для доступа к большинству предложений на сайте электронного правительства требуется усиленная КЭП. Предусмотрены два варианта, чтобы ее создать:
- В специализированном аккредитованном сервисе усиленная ЭЦП в конкретном регионе. Список ближайшего центра можно найти на сайте Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ или на https://e-trust.gosuslugi.ru. В строке поиска найти город и выбрать ближайший аккредитованный сервис. Собрать запрашиваемую информацию и явиться лично для получения.
- Через многофункциональные центры, используя портал Госуслуги. Чтобы воспользоваться услугами МФЦ запишитесь онлайн через интернет. Авторизоваться через учетную запись. После чего выбрать ближайший центр и подходящую дату. Затем явится в назначенное время с необходимым перечнем бумаг.
В заявлении на получение ЭЦП указываются:
- индивидуальный налоговый номер;
- паспорт;
- СНИЛС.
Стоит отметить, что за услугу взимается плата. Стоимость нужно узнать в МФЦ по месту жительства.
В срок до десяти дней физическое лицо или представитель юридического получат носитель с цифровым подтверждением личности.
Юридическим лицам
Чтобы получить доступ к подписи юрлицу руководитель организации, компании и так далее назначает ответственного и составляет доверенность. После этого подаются документы.
Для получения ЭЦП юрлицу требуется предоставить:
- обновленная выписка из ЕГРЮЛ;
- свидетельство о регистрации ЮЛ в налоговой;
- ИНН;
- паспорт руководителя;
- СНИЛС;
- заявление.
На основании предоставленных сведений будет выдана наиболее защищенная ЭЦП.
Физическим лицам
На портале электронного правительства заверять документы необходимо практически каждому человеку. Для получения цифровой подписи следует собрать:
- паспорт;
- СНИЛС;
- ИНН;
- заявление.
При заполнении последнего указывается причина, по которой понадобилась данная услуга. При получении конкретного вида подтверждения личности сведения проходят проверку в ФСБ РФ.
Как проверить подлинность
Проверка ЭЦП необходима, причем на регулярной основе, чтобы в дальнейшем не появилось непредвиденных проблем.
Убедиться в действительности цифровой росписи можно онлайн и через специальные программы.
- Проверка через портал Госуслуги. После того как выдали носитель с файлом, то его желательно проверить. Для этого на портале загрузить полученный документ и дождаться результата.
- Через программу на компьютере, которую в сервисе выдают вместе с сертификатом. Алгоритм такой же, как и с онлайн. Отличие в том, что программу требуется установить на ПО.
Где можно применять усиленную КЭП
Усиленный тип цифрового подтверждения личности в основном применяют:
- При торгах. При этом на заверенном файле роспись выглядит как штамп, на котором указана информация о владельце и номер сертификата.
- При взаимодействии с государственными структурами на портале Госуслуги: ФНС, Росреестром.
- Для документооборота с банками и другими финансовыми организациями.
На этапе активного использования гаджетов, компьютеров и телефонов многие вещи переводят в электронный вид, даже роспись. Для работы со множеством документов просто необходимо получение усиленной квалифицированной электронной подписи. Это довольно затратно по времени, но вызвано необходимостью создать высокую защищенность файла.